вторник, 1 ноября 2016 г.

Разработка урока « Учимся жить в мире и согласии»

Тема:  « Учимся жить в мире и согласии»
 Цель: - учить внимательно слушать и анализировать услышанное,
высказывать свое мнение по данной проблеме, помочь
учащимся связать.материал урока с их собственным опытом,
формировать моральные основы детской личности,  умение
устанавливать дружественные отношения с ровесниками;
- развивать устную речь, поощрять учащихся к активному мышлению;
- воспитывать чуткость, доброе отношение к окружающим,
вырабатывать  потребность иметь друзей
Оборудование:
·         эмблема Кота Леопольда
·         предметные картинки для кроссворда
·         карточка «Законы дружбы»
·         бумажные сердечки
·         шкатулка
·         аскорбиновая кислотаї
·        костюмы Мальвины и Буратино
Ход урока

 Организационный момент.

Добрый день, мои милые дети!
Вы сегодня пришли снова в класс,
Чтоб учиться, на Школьной планете
Мир бескрайний открою для вас.

II  Сообщение темы и цели урока

- Сегодня первый урок в этом учебном году. И, конечно же, он должен быть особенным. Этот урок должен настроить вас на продуктивную работу в течение всего учебного года. И поэтому сегодня мы поговорим о самом важном и необходимом в любом коллективе – о дружбе, согласии, взаимопонимании.

III  Актуализация опорных знаний

- Ребята, сегодня к нам на урок пришел Кот Леопольд. Этот герой мультфильма обращается к вам со словами: «Давайте жить дружно!». Представьте, что каждый из вас на Земле один, вокруг никого, только деревья, кусты, травы. На деревьях – фрукты, на кустах – ягоды. Еды – вдоволь. Вы можете делать все, что захочется, потому что никому не помешаете. Как вы думаете, хорошо ли человеку одному?
- Что может человек в общении с другими людьми? (Порадоваться, посмеяться, посоветоваться.)
- Да, всегда выслушает, утешит, даст совет настоящий друг.

1.      Слушание рассказа «Как на свете жить?»

У маленькой Кати большая радость – поправился ее папа. Больше года он болел, в больнице лежал, три операции перенес. Мама и Катя горевали. Не раз, бывало, проснется ночью Катя и слышит: мама тихо плачет. А сегодня отец – уже на работе. Здоровый и бодрый.
Встретила девочка во дворе двух своих одноклассников, Петю и Гришу, и поделилась радостью:
- Наш папа выздоровел!
Мальчишки посмотрели на Катю с удивлением, пожали плечами и , ничего не сказав, побежали гонять мяч.
Катя пошла к девочкам, игравшим в «классы».
- Наш папа выздоровел,- сказала она.
Одна из девочек, Нина, с удивлением спросила6
- Ну и что же?
Катя почувствовала, как к горлу подкатил тяжелый комок, дышать ей стало трудно. Она отошла к одинокому деревцу, заплакала.
                                                                ( В.Сухомлинский.)

Вопрос.  Почему заплакала Катя?

- Ребята, вы должны уметь разделить беды, невзгоды друзей, уметь радоваться их победам, быть чуткими. Чтобы у тебя нашлись друзья, ты должен сам уметь дружить: поделиться  игрушкой, не завидовать успехам других, дать совет. Человек начинается с добра.

Быть добрым волшебником только попробуй –
Тут хитрости вовсе не надо особой,
Понять и исполнить желанье другого,
Одно удовольствие, честное слово!

- Давайте помечтаем вслух о доброте.
1.  Можно ли прожить без доброты? Почему?
2.  На что похожа доброта?
3.  Где в природе можно взять краски, чтобы описать доброту?

- Доброе слово и добрый поступок всегда помогут, даже вылечат. В лечении добротой нуждаются не только больные, но и вполне здоровые люди, у которых душа черствая, глухая к чужому горю Человек должен всегда оставаться человеком.

2.      Слушание рассказа «Одинаковые»

Жили две неразлучные подружки первоклассницы. Обе они маленькие, розовощекие, светловолосые, они очень походили друг на друга. Обеих мамы одевали в одинаковые платья, обе учились только на пятерки.
- Мы во всем, во всем одинаковые!- с гордостью говорили девочки.
Но однажды Соня, так звали одну из девочек, прибежала домой и похвасталась маме:
- Я получила по арифметике пять, а Вера только тройку. Мы стали уже не одинаковые…
Мама внимательно посмотрела на дочку. Потом сказала грустно:
- Да, ты стала хуже…
- Я?- удивилась Соня.- Но ведь тройку-то получила не я!
- Тройку получила Вера, но она ведь получила ее, потому что на днях болела… А ты обрадовалась – и это значительно хуже.
                                                                              ( Н.Чабаевский)

Вопросы
1.      За что мама осудила Соню?
2.      Что бы вы сказали Соне?
3.      Как бы сами поступили на месте Сони?


  IV  Обобщение и закрепление изученного материала

3.  Поиск истины «Каким должен быть настоящий друг?»

 Надпись на доске:

Друг – это тот:
·         Кто выполняет ваши желания
·         Кому можно доверить тайну
·         С кем приятно общаться
·         Кто делится с вами последним
·         Кто дает добрые советы
·         Кто всем нравится
·         С кем всегда весело

4  Чтение стихотворения «Требуется друг»

- Послушайте стихотворение и скажите, можно ли назвать героиню стихотворения настоящей подругой?

ТРЕБУЕТСЯ ДРУГ

Все живут не тужат,
а со мной не дружат!
Бант у Кати расписной,
 красные колготки
и характер кроткий.
Я шепчу:- Дружи со мной.
 Мы же одногодки,
Как сестрички мы почти,
 мы как две голубки                                 
Из одной скорлупки.
Я шепчу: - Но ты учти-
Ты во всем должна идти
 другу на уступки.                                             
Предлагаю Ильиной:
- Ты дружи со мной одной!-
Есть разряд у Ильиной
и спортивный свитер,
 и девчонок свита.
Подружусь я с Ильиной –
 стану знаметита!
Все пятерки до одной
 у Светловой Нади
Я прошу: - А ты со мной
Подружись хоть на день!
Мы с тобой поладим:
Будешь ты меня спасать –
 дашь контрольную списать.
А девчонки - на дыбы!
Говорят: - Молчала бы!
Не вставать же на колени
Уговаривать подруг…
Напишу я объявленье:
Срочно требуется друг!

                                                        ( А. Барто )
 Вопрос

·         Почему с этой девочкой никто не хотел дружить?

5.  Составление рассказа о своем друге по опорным словам

- Расскажите о своем друге, используя слова: хороший, отзывчивый, помогает, поддержит, делится, даст совет.

6.  Разгадывание кроссворда «О чем поет Чебурашка?»

На доске рисунки: девочка, рыба, улитка, жаба, белка, Алладин.
Учащиеся вписывают в клетки кроссворда первые буквы слов-названий. Появляется слово дружба.
Появляются Мальвина и Буратино.
Мальвина Здравствуйте, дети!
Буратино  (ворчит себе под нос, стоит вполоборота к классу) Здравствуйте!
Мальвина  Что ты такой невеселый, Буратино?
Буратино  Невесело, и все. А тебе что от меня надо?
Мальвина (обиженно)  Почему ты мне так отвечаешь? Ведь я хочу узнать, что с тобой случилось. Может быть, тебе надо помочь?
Буратино. Что я тебе такого сказал?
Мальвина. Ничего особенного ты мне не сказал, но ты так со мной говоришь, что неприятно даже слушать и отвечать.
Буратино. Вот еще! Кто не хочет, пусть со мной не разговаривает!
Мальвина. Буратино, что у тебя за тон?!
Буратино. Обыкновенный. Ведь я никого не ругаю.
Мальвина. Я заметила, что ты часто говоришь таким тоном не только с ребятами, но и с папой Карло!
Буратино. Подумаешь- тон! Я хороший товарищ, веселый, помогаю всем, люблю всех веселить. Только некоторые не понимают шуток. Вот, например, вчера я иду и вижу: Пьеро поскользнулся и как плюхнется на землю! Я, конечно, засмеялся и спросил его: «Как посадка прошла?» А он обиделся и ушел. А что плохого я ему сказал?
Мальвина (обращаясь к ребятам). Ребята, объясните Буратино, почему обиделся Пьеро, почему ему неприятна шутка Буратино.

7.  Игра «Лети, лети, лепесток».

- А сейчас наш цветик-семицветик поможет убедиться в силе добра

Лети, лети, лепесток
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли,
Быть по-моему вели!
(Один из лепестков обрывается и летит к кому-то из класса с пожеланиями добра и ласковыми словами. Дети передают лепесток друг другу, желая добра)

8.  Аутотренинг «Волшебное лекарство»

- Ребята, а все ли в нашем классе умеют дружить? Недавно я встретилась с одним очень хорошим детским врачом, и он предложил целый ряд лекарств. Это лекарства от жадности, от зависти, от глупости, от хитрости. Как вы считаете, нам нужны такие лекарства?
- Все же я рекомендую вам принять этот препарат с целью укрепления дружеских отношений в классе. Я думаю, что мы их всем. Только запомните: перед тем, как их принимать, нужно загадать доброе желание, тогда лекарство подействует быстрей, и в нашем коллективе, в нашей школьной семье всегда будет царить мир, согласие, дружба.

9.  Шкатулка добрых слов

- Сегодня мы вспомнили очень много добрых слов. Запишите на сердечках понравившиеся вам слова, соберем их все в нашу шкатулку, и если кто-то забудет о них или не найдет доброго слова, загляните в эту шкатулку.

10.  Зачитывание «Законов дружбы» (хором)
·         Радуюсь успехам товарища
·         Вместе с другом переживаю его неудачи
·         Если с кем-то ссорюсь, первым стараюсь мириться
·         Останавливаю товарища, когда он делает что-либо плохое
·         Не насмехаюсь над другом
·         Пытаюсь избежать ссор и драк
·         Не использую в своей речи клички, обидные слова
·         Сдерживаю свое слово, исполняю свои обещания.

Подведение итогов урока

- Вот и подошел к концу наш урок. Давайте запомним законы дружбы и все годы обучения в школе будем жить в мире, добре и согласии.
Взгляните еще раз на это солнышко. На каждом лучике – ваши имена. Сейчас я буду называть имена, а вы, услышав свое, выходите к доске и беритесь за руки.
(образуется круг)
- Каждый из вас – это лучик солнца. Все вы разные и неповторимые, но я надеюсь, что отношения между вами будут такими же теплыми и  добрыми, как эти лучики солнца.

Комментариев нет:

Отправить комментарий