Тема: « Учимся жить в мире
и согласии»
Цель: - учить
внимательно слушать и анализировать услышанное,
высказывать свое мнение по данной
проблеме, помочь
учащимся связать.материал урока с
их собственным опытом,
формировать моральные основы
детской личности, умение
устанавливать дружественные
отношения с ровесниками;
- развивать устную речь, поощрять учащихся к
активному мышлению;
- воспитывать чуткость, доброе отношение к
окружающим,
вырабатывать потребность иметь друзей
Оборудование:
·
эмблема Кота Леопольда
·
предметные картинки для кроссворда
·
карточка «Законы дружбы»
·
бумажные сердечки
·
шкатулка
·
аскорбиновая кислотаї
·
костюмы Мальвины и Буратино
Ход урока
Добрый день, мои милые дети!
Вы сегодня пришли снова в класс,
Чтоб учиться, на Школьной планете
Мир бескрайний открою для вас.
II Сообщение темы и цели
урока
- Сегодня
первый урок в этом учебном году. И, конечно же, он должен быть особенным. Этот
урок должен настроить вас на продуктивную работу в течение всего учебного года.
И поэтому сегодня мы поговорим о самом важном и необходимом в любом коллективе
– о дружбе, согласии, взаимопонимании.
III Актуализация опорных
знаний
- Ребята,
сегодня к нам на урок пришел Кот Леопольд. Этот герой мультфильма обращается к
вам со словами: «Давайте жить дружно!». Представьте, что каждый из вас на Земле
один, вокруг никого, только деревья, кусты, травы. На деревьях – фрукты, на
кустах – ягоды. Еды – вдоволь. Вы можете делать все, что захочется, потому что
никому не помешаете. Как вы думаете, хорошо ли человеку одному?
- Что может
человек в общении с другими людьми? (Порадоваться, посмеяться, посоветоваться.)
- Да, всегда
выслушает, утешит, даст совет настоящий друг.
1.
Слушание
рассказа «Как на свете жить?»
У
маленькой Кати большая радость – поправился ее папа. Больше года он болел, в
больнице лежал, три операции перенес. Мама и Катя горевали. Не раз, бывало,
проснется ночью Катя и слышит: мама тихо плачет. А сегодня отец – уже на
работе. Здоровый и бодрый.
Встретила
девочка во дворе двух своих одноклассников, Петю и Гришу, и поделилась
радостью:
- Наш
папа выздоровел!
Мальчишки
посмотрели на Катю с удивлением, пожали плечами и , ничего не сказав, побежали
гонять мяч.
Катя
пошла к девочкам, игравшим в «классы».
- Наш
папа выздоровел,- сказала она.
Одна
из девочек, Нина, с удивлением спросила6
- Ну
и что же?
Катя
почувствовала, как к горлу подкатил тяжелый комок, дышать ей стало трудно. Она
отошла к одинокому деревцу, заплакала.
( В.Сухомлинский.)
Вопрос. Почему заплакала Катя?
- Ребята, вы
должны уметь разделить беды, невзгоды друзей, уметь радоваться их победам, быть
чуткими. Чтобы у тебя нашлись друзья, ты должен сам уметь дружить:
поделиться игрушкой, не завидовать
успехам других, дать совет. Человек начинается с добра.
Быть
добрым волшебником только попробуй –
Тут
хитрости вовсе не надо особой,
Понять
и исполнить желанье другого,
Одно
удовольствие, честное слово!
- Давайте
помечтаем вслух о доброте.
1. Можно ли прожить без доброты? Почему?
2. На что похожа доброта?
3. Где в природе можно взять краски, чтобы
описать доброту?
- Доброе слово
и добрый поступок всегда помогут, даже вылечат. В лечении добротой нуждаются не
только больные, но и вполне здоровые люди, у которых душа черствая, глухая к
чужому горю Человек должен всегда оставаться человеком.
2.
Слушание
рассказа «Одинаковые»
Жили две неразлучные подружки
первоклассницы. Обе они маленькие, розовощекие, светловолосые, они очень
походили друг на друга. Обеих мамы одевали в одинаковые платья, обе учились
только на пятерки.
- Мы во всем, во всем
одинаковые!- с гордостью говорили девочки.
Но однажды Соня, так звали одну
из девочек, прибежала домой и похвасталась маме:
- Я получила по арифметике пять,
а Вера только тройку. Мы стали уже не одинаковые…
Мама внимательно посмотрела на
дочку. Потом сказала грустно:
- Да, ты стала хуже…
- Я?- удивилась Соня.- Но ведь
тройку-то получила не я!
- Тройку получила Вера, но она
ведь получила ее, потому что на днях болела… А ты обрадовалась – и это
значительно хуже.
( Н.Чабаевский)
Вопросы
1. За
что мама осудила Соню?
2. Что
бы вы сказали Соне?
3. Как
бы сами поступили на месте Сони?
IV Обобщение и закрепление изученного материала
3.
Поиск истины «Каким должен быть настоящий друг?»
Надпись на доске:
Друг – это тот:
·
Кто выполняет ваши желания
·
Кому можно доверить тайну
·
С кем приятно общаться
·
Кто делится с вами последним
·
Кто дает добрые советы
·
Кто всем нравится
·
С кем всегда весело
4 Чтение стихотворения «Требуется друг»
- Послушайте стихотворение и скажите,
можно ли назвать героиню стихотворения настоящей подругой?
ТРЕБУЕТСЯ ДРУГ
Все живут не тужат,
а со мной не дружат!
Бант у Кати расписной,
красные колготки
и характер кроткий.
Я шепчу:- Дружи со мной.
Мы же
одногодки,
Как сестрички мы почти,
мы
как две голубки
Из одной скорлупки.
Я шепчу: - Но ты учти-
Ты во всем должна идти
другу
на уступки.
Предлагаю Ильиной:
- Ты дружи со мной одной!-
Есть разряд у Ильиной
и спортивный свитер,
и девчонок
свита.
Подружусь я с Ильиной –
стану
знаметита!
Все пятерки до одной
у
Светловой Нади
Я прошу: - А ты со мной
Подружись хоть на день!
Мы с тобой поладим:
Будешь ты меня спасать –
дашь
контрольную списать.
А девчонки - на дыбы!
Говорят: - Молчала бы!
Не вставать же на колени
Уговаривать подруг…
Напишу я объявленье:
Срочно требуется друг!
( А. Барто )
Вопрос
·
Почему с этой девочкой никто не хотел дружить?
5. Составление рассказа о своем друге по опорным
словам
- Расскажите о своем друге,
используя слова: хороший, отзывчивый, помогает, поддержит, делится, даст совет.
6. Разгадывание кроссворда «О
чем поет Чебурашка?»
На доске рисунки: девочка, рыба, улитка, жаба, белка, Алладин.
Учащиеся вписывают в клетки
кроссворда первые буквы слов-названий. Появляется слово дружба.
Появляются Мальвина и Буратино.
Мальвина Здравствуйте, дети!
Буратино (ворчит себе под
нос, стоит вполоборота к классу) Здравствуйте!
Мальвина Что ты такой
невеселый, Буратино?
Буратино Невесело, и все. А
тебе что от меня надо?
Мальвина (обиженно) Почему
ты мне так отвечаешь? Ведь я хочу узнать, что с тобой случилось. Может быть,
тебе надо помочь?
Буратино. Что я тебе такого сказал?
Мальвина. Ничего особенного ты мне не сказал, но ты так со мной
говоришь, что неприятно даже слушать и отвечать.
Буратино. Вот еще! Кто не хочет, пусть со мной не разговаривает!
Мальвина. Буратино, что у тебя за тон?!
Буратино. Обыкновенный. Ведь я никого не ругаю.
Мальвина. Я заметила, что ты часто говоришь таким тоном не только с
ребятами, но и с папой Карло!
Буратино. Подумаешь- тон! Я хороший товарищ, веселый, помогаю всем,
люблю всех веселить. Только некоторые не понимают шуток. Вот, например, вчера я
иду и вижу: Пьеро поскользнулся и как плюхнется на землю! Я, конечно, засмеялся
и спросил его: «Как посадка прошла?» А он обиделся и ушел. А что плохого я ему
сказал?
Мальвина (обращаясь к ребятам). Ребята, объясните Буратино, почему
обиделся Пьеро, почему ему неприятна шутка Буратино.
7. Игра «Лети, лети, лепесток».
- А сейчас наш цветик-семицветик
поможет убедиться в силе добра
Лети, лети, лепесток
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли,
Быть по-моему вели!
(Один из лепестков обрывается и
летит к кому-то из класса с пожеланиями добра и ласковыми словами. Дети
передают лепесток друг другу, желая добра)
8. Аутотренинг «Волшебное
лекарство»
- Ребята, а все ли в нашем классе
умеют дружить? Недавно я встретилась с одним очень хорошим детским врачом, и он
предложил целый ряд лекарств. Это лекарства от жадности, от зависти, от
глупости, от хитрости. Как вы считаете, нам нужны такие лекарства?
- Все же я рекомендую вам принять
этот препарат с целью укрепления дружеских отношений в классе. Я думаю, что мы
их всем. Только запомните: перед тем, как их принимать, нужно загадать доброе
желание, тогда лекарство подействует быстрей, и в нашем коллективе, в нашей
школьной семье всегда будет царить мир, согласие, дружба.
9. Шкатулка добрых слов
- Сегодня мы вспомнили очень
много добрых слов. Запишите на сердечках понравившиеся вам слова, соберем их
все в нашу шкатулку, и если кто-то забудет о них или не найдет доброго слова,
загляните в эту шкатулку.
10. Зачитывание «Законов дружбы»
(хором)
·
Радуюсь успехам товарища
·
Вместе с другом переживаю его неудачи
·
Если с кем-то ссорюсь, первым стараюсь
мириться
·
Останавливаю товарища, когда он делает
что-либо плохое
·
Не насмехаюсь над другом
·
Пытаюсь избежать ссор и драк
·
Не использую в своей речи клички, обидные
слова
·
Сдерживаю свое слово, исполняю свои обещания.
V Подведение итогов урока
- Вот и подошел к концу наш урок.
Давайте запомним законы дружбы и все годы обучения в школе будем жить в мире,
добре и согласии.
Взгляните еще
раз на это солнышко. На каждом лучике – ваши имена. Сейчас я буду называть
имена, а вы, услышав свое, выходите к доске и беритесь за руки.
(образуется круг)
- Каждый из вас – это лучик
солнца. Все вы разные и неповторимые, но я надеюсь, что отношения между вами
будут такими же теплыми и добрыми, как
эти лучики солнца.
Комментариев нет:
Отправить комментарий