Открытый урок по основам здоровья
Тема: "Научись говорить НЕТ!"
Цель:познакомить учащихся с формами отказа от табака,алкоголя, наркотиков, научить пользоваться данными формами.
ХОД УРОКА
I Организационный момент.
-Ребята, наш сегодняшний урок я
бы хотела начать с замечательного стихотворения, которое называется «ЖИЗНЬ»:
Жизнь, как бабочка с весною ,
Обретает новый цвет.
Смотришь на нее порою-
Видишь красок яркий свет.
Никто не желает , наверное,
Ее в мотыля превратить
Ведь это так просто : курение,
Наркотики употребить.
Все беды начнутся лишь после,
И их ты не в силах решить
Где деньги достать- все вопросы
Тебе не захочется жить.
Тебе станет все безразлично:
Что жизнь, что смерть- все равно,
Но в жизни здоровье – первично,
Мы поняли это давно.
Определение темы и цели урока.
- Ребята, внимательно посмотрите
на оформление доски и прочитайте тему урока. Как вы думаете, о чем мы будем
говорить сейчас?
- Мы поговорим с вами о том, что
есть плохого в нашей жизни, что мешает нам быть здоровыми, умными, сильными.
Как вы думаете, что же это?
- Правильно, сегодня наш урок
будет посвящен разговору о вредных привычках человека. Скажите, какие вредные
привычки вам известны.
- Конечно, это курение,
алкоголизм, наркомания.
Объяснение нового
материала.
Люди с давних времен называли
эти пагубные привычки отравой, чертовым зельем, дурманом, дымной ловушкой,
зеленым змием. А как вы думаете – «змий» или «змей» - это хорошее или плохое
существо?
Даже в сказках змей (дракон) был
связан с чем – то плохим и страшным. Он уничтожал деревни, сжигал дома, топтал
посевы, уносил детей и женщин. А русские богатыри всегда сражались с ним и
уничтожали его. Вот и в наше время существует такой змей, который убивает
людей. Вот посмотрите, какой он злой и страшный (демонстрируется рисунок с
изображением трехголового змея, каждая из голов которого обозначает пьянство,
курение и наркоманию).
Посмотрите, первая голова пышет
дымом. Как вы думаете, какую вредную привычку она имеет? Конечно, эта голова
курит табак. А вы знаете, как в России появился табак?
Вообще, табак родом из Америки.
Его преподнесли в качестве подарка Христофору Колумбу аборигены Америки, когда
тот только открыл этот материк. Аборигены называли табак «петум» и курили его
просто так, свернув в трубочку и подсушив на солнце. Колумб с радостью принял
подарок еще не знав какой заманивающей и разрушительной силой он обладает.
Это все происходило в 1492 году
(конец 15 века). А к 1496 году табак уже попал в Европу. А в Россию он был
завезен английскими купцами в 1565 году через Архангельск. К тому времени люди
уже знали об этом ядовитом зелье. Табак был под запретом во многих странах мира
и за его курение сильно наказывали.
Например, в Риме римские папы
отлучали от церкви курящих людей.
В Англии, по указу Елизаветы 1
курильщиков приравнивали к ворам и водили по улицам с веревкой на шее, а
прохожие кидали в них камни.
Пять монахов, уличенные в
курении , заживо были замурованы в монастырской стене.
В России во время царствования
Михаила Федоровича попавшегося на курении в первый раз наказывался 66 ударами
палкой по стопам, а во второй раз – отрезанием носа и ушей. Торговцев табаком
пороли и ссылали в Сибирь.
Так что же такое табак и почему
же он так вреден? Для того, чтобы ответить на этот вопрос нам нужно знать, что
же содержится в одном грамме табака.
Рассказ учителя, карточки
вывешиваются на доску:
-Синильная кислота (цианид) – ядовитая кислота, используется в химической
промышленности.
-Сероводород- газ, с запахом тухлых яиц, образуется при разложении,
гниении белковых веществ.
-Табачный деготь- вязкая
жидкость черного цвета, образуется при разложении, гниении растений без доступа
воздуха.
- Формальдегид- ядовитый
газ с резким запахом, применяют в производстве фенолоформальдегидных смол.
- Угарный газ (оксид углерода) – ядовитый, удушливый газ, образуется
при горении.
-Никотин – сильный
яд, при курении всасывается в организм, в малых дозах вызывает возбуждение ЦНС
; в больших дозах – вызывает паралич (остановку дыхания, остановку сердца).
Многократное поглощение никотина вызывает никотивизм (хроническое отравление
организма никотином ).
- Ребята подготовили сообщения о
том , как курение влияет на здоровье человека, что происходит в организме.
·
Горячий дым
смешивается со слюной , разрушается эмаль зубов. Яд, действуя на слизистую
оболочку рта вызывает такое заболевание, как рак губ и языка.
Далее ядовитая слюна проникает
внутрь, растворяет пленку желудка, образуя
на ней многочисленные язвы, далее
развивается рак желудка.
·
В легких
накапливается слизь, она съедает реснички, которые очищают легкие и бронхи.
Табачный деготь обволакивает легкие, скапливается внутри. Легкие каменеют. Это
может вызвать пневмонию или даже рак легких.
·
Сердце делает 15000
лишних сокращений за сутки, оно не выдерживает такой нагрузки.. Никотин
вызывает большое количество заболеваний, таких как инсульт, инфаркт миокарда,
болезни крови и артерий ног, поражает органы чувств, пищеварения и дыхания, поражает
нервную систему.
·
Выкуривая 1 пачку
сигарет, курильщик забивает свои легкие в год 1 литром никотиновой смолы.
·
Каждая сигарета
укорачивает жизнь на 8 минут.
·
За последние 5 лет
бросили курить 30 миллионов человек.
·
Сейчас в мире
считается курить “немодным”.
· Ежегодно в России
умирает около миллиона человек от болезней, вызванных курением.
·
Курение не только
сокращает жизнь, но и снижает ее качество.
·
31 мая во всем мире
отмечают как День без табака.
А сейчас я предлагаю вам
посмотреть одну сценку, которую приготовили вам ребята.
Сценка
о вреде курения.
УЧИТЕЛЬ: Степанов Петя, мой сосед, повсюду с пачкой сигарет.
Он курит не стесняется, на взрослых
огрызается.
Как только раздастся с урока звонок,
Петя в укромный бежит уголок
Всю перемену он может курить, вместо того,
чтоб урок повторить.
Учится плохо, стал часто болеть, трудно урок
до конца досидеть.
С Петей беседы мы проводили, о вредной
привычке ему говорили.
Но Петя не слушал, махал он рукой,
пока не увидел сон очень плохой.
СЕРДЦЕ: Плохи, приятель, мои дела. Ноша такая мне тяжела.
Трудно мне стало ровно стучать,
от боли мне хочется громко стучать.
Усердно работало я и стучало, хозяин не ведал
со мною печали.
Но нет пробежек по утрам , прогулок и зарядки
–
Дымит он папиросами даже без оглядки .
ЛЕГКИЕ: И я задыхаюсь на каждом шагу – нет жить я дальше так не
могу.
От сигарет, от табака умрем вместе с ним и мы
наверняка,
Если б он знал – как страшно умирать от
болезни ужасной.
Если б хотел наш хозяин жить, он бы немедленно
бросил курить.
МОЗГ: Я бедный, несчастный, прокуренный мозг,
Хочу, чтобы кто -нибудь Пете помог
Он каждый день никотином травится, а это мне
ой как не нравится.
Стал плохо я соображать, и вот по контрольной
«двойка» опять.
Петя учится еле, еле – «двойки» его одолели.
Он бросить курить не может, ослаб –
теперь в никотиновом царстве он раб!
ПОЧКИ: Скажу вам, друзья, по секрету. Должны вы узнать и об
этом:
Рак почек недавно здесь пробегал, новую жертву
себе он искал.
К счастью большому на этот раз он не приметил
с тобою нас
В сети свои он не смог нас поймать,
но что будет с нами лет через пять?
ЖЕЛУДОК: Помогите, караул, погибаю, молодым в расцвете лет умираю
Язва гонится проклятая за мной, а ведь я еще
такой молодой,
Но хозяин не любит меня, никотином он губит
себя.
ПЕТЯ: Я больше не буду курить – пощадите!
На помощь! На помощь! Спасите! Спасите!
Бросаю курить! Надоело так жить! Хватит
никотином органы травить!
Вам, всем сидящим, мой совет – ничего хорошего
в курении нет!
Если хотите здоровыми быть, бросайте,
бросайте, бросайте курить!!!
УЧИТЕЛЬ: Как хорошо, что это лишь сон, но в явь превратиться легко
может он.
Запомните! Болезни сердца,
задержка умственного развития, рак легких, язва желудка – вот расплата за
пристрастие к табаку. Народная мудрость давно гласит: «Курить – это значит
здоровью вредить!»
Математик. Математика - это точная наука. Посмотрим на курение с
экономической точки зрения. Пачка сигарет в среднем стоит 10 гривен. Курильщик
может выкурить за день от нескольких сигарет до двух пачек и даже больше.
Например: за день курильщик выкурил пачку сигарет за 10 гривен, за два дня - 2
пачки и заплатил уже 20 гривен. А за неделю - 70 гривен. А сколько недель в
месяце? (4 – 280 грн). А сколько месяцев в году?(12 – 3360 грн). А ведь эта
вредная привычка может тянуться и до конца жизни. Вот такая математика.
«Антиреклама».
Рекламный агент.
«Антиреклама».
Рекламный агент.
Ну что, мой
друг, решенье за тобой!
Ты вправе сам
командовать судьбой,
Ты согласиться можешь, но отказ,
Окажется,
получше в сотни раз!
Ты вправе жизнь свою спасти,
Подумай, может ты на правильном пути.
Но если всё-таки
успел свернуть.
То потрудись
себе здоровье ты вернуть!
Курить
можно:
•
если ты хочешь
прожить короткую жизнь;
•
если хочешь
отставать в учёбе;
•
если хочешь сильно и
часто болеть;
•
если хочешь, чтобы
тебя мучил по утрам кашель;
•
если хочешь, чтобы
твои внутренние органы быстро износились.
Начать легко! Бросить не
тут-то было! Подумай над этим!
(Рассуждения детей о высказывании).
Я думаю, что теперь, когда вы
много знаете о вреде курения, вы будете здоровы и никогда не будете страдать
этой вредной привычкой. Будьте сильнее, мудрее этой головы и не поддавайтесь на
ее провокации.
Физкультминутка
А сейчас, посмотрите на вторую
голову змея.
Да ведь эта голова страдает
алкогольной зависимостью, она употребляет спиртные напитки (алкоголь).
А вы знаете , что такое
алкоголь?
1 школьник: Алкоголь называют “похитителем рассудка”. Об опьяняющих
свойствах спиртных напитков узнали за 8 тысяч лет до нашей эры, когда люди
изготавливали спиртные напитки из меда, винограда, пальмового сока, пшеницы.
Слово “алкоголь” означает “одурманивающий”. Раньше пьянство в будние дни
считалось грехом и позором. Алкоголь действует на клетки головного мозга,
человек становится злым, агрессивным, теряет над собой контроль, становится
психически неуравновешенным .
2 школьник: Алкоголь – это внутриклеточный яд, который разрушает
жизненно важные органы человека – печень, сердце, мозг. 100 граммов водки
убивают 7,5 тысяч клеток головного мозга. 30% всех преступлений совершаются в
состоянии опьянения. Пьяница в семье – это горе, особенно детям. Дети
алкоголиков в 4 раза чаще других людей заболевают алкоголизмом и наркоманией.
Алкоголь особенно вреден для растущего организма и “взрослые” дозы для детей
могут стать смертельными или привести к инвалидности при поражении головного
мозга.
Алкоголь - это спиртосодержащие
жидкости, принимаемые внутрь с целью отравления головного мозга. Вот то
опьянение, которое вызывает алкоголь, не что иное, как отравление собственного
мозга.
-Какие спиртсодержащие жидкости
вы знаете?
- А как вы думаете, как
действует алкоголь на человека?
-Через 10 минут после приема
алкоголя наступает усиленное склеивание эритроцитов(клеток крови), которые
начинают забивать капилляры(мелкие сосуды). При постоянном приеме алкоголя уменьшается
объем головного мозга и число нервных клеток, погибает печень, нарушается
структура ДНК, слабеет сердечная мышца.
- Когда люди много пьют, они теряют контроль над собой, злятся, ввязываются в драки. Половина всех убийств связана с употреблением алкоголя. Кроме того, подвыпившие люди часто совершают поступки, которых в последствии стыдятся
- Употребление алкоголя является главной причиной смертности среди подростков и молодежи в возрасте 15-24 лет
- Алкоголь всасывается непосредственно в кровь внутренней поверхностью желудка. Он не переваривается в желудке как пища.
- Алкоголем можно отравиться и умереть от отравления. К сожалению, некоторые люди умирали, пытаясь выпить как можно больше, например, на спор.
- Алкоголь нарушает способность ясно мыслить и принимать правильные решения.
- Все вы конечно же видели
пьяного человека. Назовите признаки опьянения.
- Вам нравятся такие люди?
Конечно, нет!
Еще до нашей эры человечество
стало понимать пагубное последствие пьянства. В Спарте спаивали рабов и демонстрировали
их молодым спартанцам, для внушения отвращения к омерзительному облику.
Китайские императоры казнили
пьяниц.
В Индии их заставляли пить мочу,
а женщинам -пьяницам выжигали на лбу клеймо.
В Греции за алкоголизм была
введена смертная казнь.
В Риме пьющих плебеев обращали в
рабов.
В Англии водили по улицам с
веревкой на шее.
В Голландии пьющих женщин
привязывали к стулу и 3 раза полностью погружали в ледяную воду.
Во Франции пьяниц сажали в
тюрьму, а если они не исправлялись, то им отрезали уши и выгоняли из страны.
В Испании пьющих жестоко пытали
и даже казнили.
Я, думаю, что вы теперь много
знаете и про алкоголь и будете рассказывать о его вреде другим.
Посмотрите на третью голову.
Эта голова самая страшная из
всех, потому что она употребляет наркотики.
А что же такое наркотики?
Наркотики – это круг веществ,
растений, а также продуктов, которые оказывают одурманивающее воздействие на
человека. Слово «наркотик» с древнегреческого означает «приводящий в состояние отупения».
К наркомании относится и токсикомания, это вдыхание паров различных химических
веществ (ацетон, бензин, клей и т.д.). Наркомания и токсикомания – это самые
опасные вредные привычки, рано или поздно приводящие к смерти.
Вылечить наркомана практически
невозможно, медицина здесь почти бессильна. Ведь у наркомана не только больны
все внутренние органы, но и размягчен мозг, поражена вся нервная система.
Наркоман жить не может без отравы, найти наркотик – вот смысл всей его
оставшейся жизни. Такой человек ради достижения своей цели пойдет на все – даже
на убийство.
1-й ученик. Наркомания - тяжелая болезнь, которая вызывает серьезные
изменения в здоровье, становится причиной инвалидности или смерти в молодом
возрасте. Возраст жизни наркоманов в среднем на 20-25 лет меньше, чем у
нормальных людей.
2-й ученик. У наркомана наблюдается упадок сил, бессонница, потеря
аппетита, похудание. Кожа становится желтовато-серой. Лицо покрывается
морщинами. Ослабевают умственные способности. Сужается круг интересов,
снижается работоспособность, ухудшается память, исчезает чувство
ответственности.
Это страшная болезнь , ее надо
бояться и бежать от таких людей без оглядки.
Количество наркоманов
увеличивается из года в год. Это происходит потому, что есть люди, которые
занимаются распространением наркотиков. Будьте внимательны, на улице, во дворе,
в школе к вам может подойти взрослый человек или даже друг и предложить вам
выпить порошок , покурить траву , проглотить таблетку или уколоться - просто
так, бесплатно. Бегите от этого человека и ни в коем случае не поддавайтесь на
его уговоры.
А если вы не можете
противостоять сильному напору, то знайте, что есть люди, которые вас защитят и
помогут вам: это ваши родители, учителя, а также специалисты, занимающиеся
этими проблемами (например , психолог и социальный педагог). Криминальный
кодекс Украины устанавливает ответственность за незаконное производство,
приобретение, сохранение, перевоз, сбыт наркотических средств и их употребления
лишением свободы от 3 до 12 лет. Привлекаться к ответственности могут дети с 14
лет. Заставить попробовать наркотики вас никто не имеет права, потому что это
нарушение прав ребенка, об этом написано в конвенции – вы имеете право на
здоровую жизнь.
Теперь вы знаете и про эту
голову, запомните - она умирает в страшных муках. И я уверена, что вы никогда
не поддадитесь на ее провокации. Но помните: этот змей очень страшен и он
никогда не дремлет, чувствует слабые стороны человека, тем более если его
жертва – ребенок. Я вам желаю никогда не расслабляться и всегда помнить об
опасностях, которые вас подстерегают.
Чтобы не поддаться на чьи-то
уговоры и знать, что сказать, мы с вами обсудим несколько ситуаций, как сказать
«Нет!»
Ситуация 1. Представь себе, что тебе впервые в жизни предложили
закурить. Предложите варианты отказа.
Ситуация 2. Оля пришла на день рождения к Гале и когда взрослые вышли
из комнаты, Галя предложила девушке выпить полбокала шампанского оставленного
взрослыми. Предложите варианты отказа.
Ситуация 3. Дети убирали на пришкольном участке и нашли
использованный шприц. Катя предложила Ирине взять его в руки и выбросить в
мусорник. Предложите варианты отказа.
Вот несколько вариантов
вежливого, но твердого отказа:
- Спасибо. У меня нет необходимости воспользоваться вашим
предложением.
- Нет, спасибо. Я в этом не нуждаюсь.
- Я – за витамины.
- Не употребляю, не хочу и вам не советую
- Нет, спасибо. Я спешу в школу (на тренировку).
Никогда не соглашайтесь с тем,
кто называет вас малышом за отказ попробовать алкоголь. Вы уже достаточно
взрослые и серьезные, потому что знаете, что это такое.
Никогда не соглашайтесь с тем, кто называет
вас трусами и слабаками за отказ познакомиться с алкоголем. У вас сильная воля,
так как вы не поддались уговорам.
Никогда не соглашайтесь с тем кто назовет вас
несовременным, не модным. Современный человек сильный, красивый, умный.
Удачливый, он нравиться окружающим и людям приятно с ним общаться.
Подведение
итогов урока.
А сейчас каждый из вас должен
вспомнить все, о чем мы говорили, и сделать вывод, начиная его словами:
-Сегодня я понял, что…
-Я хочу, чтобы все наркотики,
алкоголь и сигареты …
-Чтобы всегда быть здоровым, мне
никогда …
Наш сегодняшний урок я тоже хочу
закончить стихотворением
Здоровыми быть превосходно,
Не нужно с лекарствами жить,
С друзьями общаться свободно,
Про беды свои позабыть.
Здоровая жизнь интересней,
Пусть кто – то меня не поймет.
Пусть будет у нас все чудесно,
Пусть в людях здоровье живет.
Представила я перед вами
Образы жизни людской.
Свой выбор вы делайте сами,
Здоровая жизнь – выбор мой!
Комментариев нет:
Отправить комментарий