вторник, 1 ноября 2016 г.

Открытый урок по основам здоровья Тема: "Научись говорить НЕТ!"

Открытый урок по основам здоровья
Тема: "Научись говорить НЕТ!"
Цель:познакомить учащихся с формами отказа от табака,алкоголя, наркотиков, научить пользоваться данными формами.
  • Познакомить учащихся с опасностью, которую таят наркотики, алкоголь, табак
  • Выработать у детей стратегию безопасного поведения
  • Формировать мотивацию на нетерпимое отношение к наркотикам, алкоголю, курению.
  • Развивать умения рассуждать, анализировать, обобщать полученные знания
  • Воспитывать желание вести здоровый образ жизни.
ХОД УРОКА
I Организационный момент.

-Ребята, наш сегодняшний урок я бы хотела начать с замечательного стихотворения, которое называется «ЖИЗНЬ»:
 Жизнь, как бабочка с весною ,
 Обретает новый цвет.
 Смотришь на нее порою-
 Видишь красок яркий свет.
 Никто не желает , наверное,
 Ее в мотыля превратить
 Ведь это так просто : курение,
 Наркотики употребить.
 Все беды начнутся лишь после,
 И их ты не в силах решить
 Где деньги достать- все вопросы
 Тебе не захочется жить.
 Тебе станет все безразлично:
 Что жизнь, что смерть- все равно,
 Но в жизни здоровье – первично,
 Мы поняли это давно.
 Определение темы и цели урока.
- Ребята, внимательно посмотрите на оформление доски и прочитайте тему урока. Как вы думаете, о чем мы будем говорить сейчас?
- Мы поговорим с вами о том, что есть плохого в нашей жизни, что мешает нам быть здоровыми, умными, сильными. Как вы думаете, что же это?
- Правильно, сегодня наш урок будет посвящен разговору о вредных привычках человека. Скажите, какие вредные привычки вам известны.
- Конечно, это курение, алкоголизм, наркомания.

Объяснение нового материала.

Люди с давних времен называли эти пагубные привычки отравой, чертовым зельем, дурманом, дымной ловушкой, зеленым змием. А как вы думаете – «змий» или «змей» - это хорошее или плохое существо?
Даже в сказках змей (дракон) был связан с чем – то плохим и страшным. Он уничтожал деревни, сжигал дома, топтал посевы, уносил детей и женщин. А русские богатыри всегда сражались с ним и уничтожали его. Вот и в наше время существует такой змей, который убивает людей. Вот посмотрите, какой он злой и страшный (демонстрируется рисунок с изображением трехголового змея, каждая из голов которого обозначает пьянство, курение и наркоманию).
Посмотрите, первая голова пышет дымом. Как вы думаете, какую вредную привычку она имеет? Конечно, эта голова курит табак. А вы знаете, как в России появился табак?
Вообще, табак родом из Америки. Его преподнесли в качестве подарка Христофору Колумбу аборигены Америки, когда тот только открыл этот материк. Аборигены называли табак «петум» и курили его просто так, свернув в трубочку и подсушив на солнце. Колумб с радостью принял подарок еще не знав какой заманивающей и разрушительной силой он обладает.
Это все происходило в 1492 году (конец 15 века). А к 1496 году табак уже попал в Европу. А в Россию он был завезен английскими купцами в 1565 году через Архангельск. К тому времени люди уже знали об этом ядовитом зелье. Табак был под запретом во многих странах мира и за его курение сильно наказывали.
Например, в Риме римские папы отлучали от церкви курящих людей.
В Англии, по указу Елизаветы 1 курильщиков приравнивали к ворам и водили по улицам с веревкой на шее, а прохожие кидали в них камни.
Пять монахов, уличенные в курении , заживо были замурованы в монастырской стене.
В России во время царствования Михаила Федоровича попавшегося на курении в первый раз наказывался 66 ударами палкой по стопам, а во второй раз – отрезанием носа и ушей. Торговцев табаком пороли и ссылали в Сибирь.
Так что же такое табак и почему же он так вреден? Для того, чтобы ответить на этот вопрос нам нужно знать, что же содержится в одном грамме табака.
Рассказ учителя, карточки вывешиваются на доску:
-Синильная кислота (цианид) – ядовитая кислота, используется в химической промышленности.
-Сероводород- газ, с запахом тухлых яиц, образуется при разложении, гниении белковых веществ.
-Табачный деготь- вязкая жидкость черного цвета, образуется при разложении, гниении растений без доступа воздуха.
- Формальдегид- ядовитый газ с резким запахом, применяют в производстве фенолоформальдегидных смол.
- Угарный газ (оксид углерода) – ядовитый, удушливый газ, образуется при горении.
-Никотин – сильный яд, при курении всасывается в организм, в малых дозах вызывает возбуждение ЦНС ; в больших дозах – вызывает паралич (остановку дыхания, остановку сердца). Многократное поглощение никотина вызывает никотивизм (хроническое отравление организма никотином ).
- Ребята подготовили сообщения о том , как курение влияет на здоровье человека, что происходит в организме.
·         Горячий дым смешивается со слюной , разрушается эмаль зубов. Яд, действуя на слизистую оболочку рта вызывает такое заболевание, как рак губ и языка.
             Далее ядовитая слюна проникает внутрь, растворяет пленку желудка, образуя
             на ней многочисленные язвы, далее развивается рак желудка.
·         В легких накапливается слизь, она съедает реснички, которые очищают легкие и бронхи. Табачный деготь обволакивает легкие, скапливается внутри. Легкие каменеют. Это может вызвать пневмонию или даже рак легких.
·         Сердце делает 15000 лишних сокращений за сутки, оно не выдерживает такой нагрузки.. Никотин вызывает большое количество заболеваний, таких как инсульт, инфаркт миокарда, болезни крови и артерий ног, поражает органы чувств, пищеварения и дыхания, поражает нервную систему.
·         Выкуривая 1 пачку сигарет, курильщик забивает свои легкие в год 1 литром никотиновой смолы.
·         Каждая сигарета укорачивает жизнь на 8 минут.
·         За последние 5 лет бросили курить 30 миллионов человек.
·         Сейчас в мире считается курить “немодным”.
·        Ежегодно в России умирает около миллиона человек от болезней, вызванных курением.
·         Курение не только сокращает жизнь, но и снижает ее качество.
·         31 мая во всем мире отмечают как День без табака.

 А сейчас я предлагаю вам посмотреть одну сценку, которую приготовили вам ребята.

Сценка о вреде курения.
УЧИТЕЛЬ: Степанов Петя, мой сосед, повсюду с пачкой сигарет.
 Он курит не стесняется, на взрослых огрызается.
 Как только раздастся с урока звонок,
 Петя в укромный бежит уголок
 Всю перемену он может курить, вместо того, чтоб урок повторить.
 Учится плохо, стал часто болеть, трудно урок до конца досидеть.
 С Петей беседы мы проводили, о вредной привычке ему говорили.
 Но Петя не слушал, махал он рукой,
 пока не увидел сон очень плохой.
СЕРДЦЕ: Плохи, приятель, мои дела. Ноша такая мне тяжела.
 Трудно мне стало ровно стучать,
 от боли мне хочется громко стучать.
 Усердно работало я и стучало, хозяин не ведал со мною печали.
 Но нет пробежек по утрам , прогулок и зарядки –
 Дымит он папиросами даже без оглядки .
ЛЕГКИЕ: И я задыхаюсь на каждом шагу – нет жить я дальше так не могу.
 От сигарет, от табака умрем вместе с ним и мы наверняка,
 Если б он знал – как страшно умирать от болезни ужасной.
 Если б хотел наш хозяин жить, он бы немедленно бросил курить.
МОЗГ: Я бедный, несчастный, прокуренный мозг,
 Хочу, чтобы кто -нибудь Пете помог
 Он каждый день никотином травится, а это мне ой как не нравится.
 Стал плохо я соображать, и вот по контрольной «двойка» опять.
 Петя учится еле, еле – «двойки» его одолели.
 Он бросить курить не может, ослаб –
 теперь в никотиновом царстве он раб!
ПОЧКИ: Скажу вам, друзья, по секрету. Должны вы узнать и об этом:
 Рак почек недавно здесь пробегал, новую жертву себе он искал.
 К счастью большому на этот раз он не приметил с тобою нас
 В сети свои он не смог нас поймать,
 но что будет с нами лет через пять?
ЖЕЛУДОК: Помогите, караул, погибаю, молодым в расцвете лет умираю
 Язва гонится проклятая за мной, а ведь я еще такой молодой,
 Но хозяин не любит меня, никотином он губит себя.
ПЕТЯ: Я больше не буду курить – пощадите!
 На помощь! На помощь! Спасите! Спасите!
 Бросаю курить! Надоело так жить! Хватит никотином органы травить!
 Вам, всем сидящим, мой совет – ничего хорошего в курении нет!
 Если хотите здоровыми быть, бросайте, бросайте, бросайте курить!!!
УЧИТЕЛЬ: Как хорошо, что это лишь сон, но в явь превратиться легко может он.

Запомните! Болезни сердца, задержка умственного развития, рак легких, язва желудка – вот расплата за пристрастие к табаку. Народная мудрость давно гласит: «Курить – это значит здоровью вредить!»


Математик. Математика - это точная наука. Посмотрим на курение с эконо­мической точки зрения. Пачка сигарет в среднем стоит 10 гривен. Курильщик может выкурить за день от нескольких сигарет до двух пачек и даже больше. Например: за день курильщик выкурил пачку сигарет за 10 гривен, за два дня - 2 пачки и заплатил уже 20 гривен. А за неделю - 70 гривен. А сколько недель в месяце? (4 – 280 грн). А сколько месяцев в году?(12 – 3360 грн). А ведь эта вредная привычка может тянуться и до конца жизни. Вот такая математика.
«Антиреклама».
Рекламный агент.
Ну что, мой друг, решенье за тобой!
Ты вправе сам командовать судьбой,
 Ты согласиться можешь, но отказ,
Окажется, получше в сотни раз!
 Ты вправе жизнь свою спасти,
 Подумай, может ты на правильном пути.
Но если всё-таки успел свернуть.
То потрудись себе здоровье ты вернуть!
 Курить можно:
  если ты хочешь прожить короткую жизнь;
  если хочешь отставать в учёбе;
  если хочешь сильно и часто болеть;
  если хочешь, чтобы тебя мучил по утрам кашель;
  если хочешь, чтобы твои внутрен­ние органы быстро износились.
Начать легко! Бросить не тут-то было! Подумай над этим!
(Рассуждения детей о высказыва­нии).
Я думаю, что теперь, когда вы много знаете о вреде курения, вы будете здоровы и никогда не будете страдать этой вредной привычкой. Будьте сильнее, мудрее этой головы и не поддавайтесь на ее провокации.
Физкультминутка

А сейчас, посмотрите на вторую голову змея.
Да ведь эта голова страдает алкогольной зависимостью, она употребляет спиртные напитки (алкоголь).
А вы знаете , что такое алкоголь?
1 школьник: Алкоголь называют “похитителем рассудка”. Об опьяняющих свойствах спиртных напитков узнали за 8 тысяч лет до нашей эры, когда люди изготавливали спиртные напитки из меда, винограда, пальмового сока, пшеницы. Слово “алкоголь” означает “одурманивающий”. Раньше пьянство в будние дни считалось грехом и позором. Алкоголь действует на клетки головного мозга, человек становится злым, агрессивным, теряет над собой контроль, становится психически неуравновешенным .


2 школьник: Алкоголь – это внутриклеточный яд, который разрушает жизненно важные органы человека – печень, сердце, мозг. 100 граммов водки убивают 7,5 тысяч клеток головного мозга. 30% всех преступлений совершаются в состоянии опьянения. Пьяница в семье – это горе, особенно детям. Дети алкоголиков в 4 раза чаще других людей заболевают алкоголизмом и наркоманией. Алкоголь особенно вреден для растущего организма и “взрослые” дозы для детей могут стать смертельными или привести к инвалидности при поражении головного мозга.


Алкоголь - это спиртосодержащие жидкости, принимаемые внутрь с целью отравления головного мозга. Вот то опьянение, которое вызывает алкоголь, не что иное, как отравление собственного мозга.
-Какие спиртсодержащие жидкости вы знаете?
- А как вы думаете, как действует алкоголь на человека?
-Через 10 минут после приема алкоголя наступает усиленное склеивание эритроцитов(клеток крови), которые начинают забивать капилляры(мелкие сосуды). При постоянном приеме алкоголя уменьшается объем головного мозга и число нервных клеток, погибает печень, нарушается структура ДНК, слабеет сердечная мышца.
  • Когда люди много пьют, они теряют контроль над собой, злятся, ввязываются в драки. Половина всех убийств связана с употреблением алкоголя. Кроме того, подвыпившие люди часто совершают поступки, которых в последствии стыдятся
  • Употребление алкоголя является главной причиной смертности среди подростков и молодежи в возрасте 15-24 лет
  • Алкоголь всасывается непосредственно в кровь внутренней поверхностью желудка. Он не переваривается в желудке как пища.
  • Алкоголем можно отравиться и умереть от отравления. К сожалению, некоторые люди умирали, пытаясь выпить как можно больше, например, на спор.
  • Алкоголь нарушает способность ясно мыслить и принимать правильные решения.
- Все вы конечно же видели пьяного человека. Назовите признаки опьянения.
- Вам нравятся такие люди? Конечно, нет!
Еще до нашей эры человечество стало понимать пагубное последствие пьянства. В Спарте спаивали рабов и демонстрировали их молодым спартанцам, для внушения отвращения к омерзительному облику.
Китайские императоры казнили пьяниц.
В Индии их заставляли пить мочу, а женщинам -пьяницам выжигали на лбу клеймо.
В Греции за алкоголизм была введена смертная казнь.
В Риме пьющих плебеев обращали в рабов.
В Англии водили по улицам с веревкой на шее.
В Голландии пьющих женщин привязывали к стулу и 3 раза полностью погружали в ледяную воду.
Во Франции пьяниц сажали в тюрьму, а если они не исправлялись, то им отрезали уши и выгоняли из страны.
В Испании пьющих жестоко пытали и даже казнили.
Я, думаю, что вы теперь много знаете и про алкоголь и будете рассказывать о его вреде другим.

Посмотрите на третью голову.
Эта голова самая страшная из всех, потому что она употребляет наркотики.
А что же такое наркотики?
Наркотики – это круг веществ, растений, а также продуктов, которые оказывают одурманивающее воздействие на человека. Слово «наркотик» с древнегреческого означает «приводящий в состояние отупения». К наркомании относится и токсикомания, это вдыхание паров различных химических веществ (ацетон, бензин, клей и т.д.). Наркомания и токсикомания – это самые опасные вредные привычки, рано или поздно приводящие к смерти.
Вылечить наркомана практически невозможно, медицина здесь почти бессильна. Ведь у наркомана не только больны все внутренние органы, но и размягчен мозг, поражена вся нервная система. Наркоман жить не может без отравы, найти наркотик – вот смысл всей его оставшейся жизни. Такой человек ради достижения своей цели пойдет на все – даже на убийство.
1-й ученик. Наркомания - тяжелая болезнь, которая вызывает серьезные изменения в здоровье, становится причиной инвалидности или смерти в молодом возрасте. Возраст жизни наркоманов в среднем на 20-25 лет меньше, чем у нормальных людей.

2-й ученик. У наркомана наблюдается упадок сил, бессонница, потеря аппетита, похудание. Кожа становится желтовато-серой. Лицо покрывается морщинами. Ослабевают умственные способности. Сужается круг интересов, снижается работоспособность, ухудшается память, исчезает чувство ответственности.

Это страшная болезнь , ее надо бояться и бежать от таких людей без оглядки.
Количество наркоманов увеличивается из года в год. Это происходит потому, что есть люди, которые занимаются распространением наркотиков. Будьте внимательны, на улице, во дворе, в школе к вам может подойти взрослый человек или даже друг и предложить вам выпить порошок , покурить траву , проглотить таблетку или уколоться - просто так, бесплатно. Бегите от этого человека и ни в коем случае не поддавайтесь на его уговоры.
А если вы не можете противостоять сильному напору, то знайте, что есть люди, которые вас защитят и помогут вам: это ваши родители, учителя, а также специалисты, занимающиеся этими проблемами (например , психолог и социальный педагог). Криминальный кодекс Украины устанавливает ответственность за незаконное производство, приобретение, сохранение, перевоз, сбыт наркотических средств и их употребления лишением свободы от 3 до 12 лет. Привлекаться к ответственности могут дети с 14 лет. Заставить попробовать наркотики вас никто не имеет права, потому что это нарушение прав ребенка, об этом написано в конвенции – вы имеете право на здоровую жизнь.
Теперь вы знаете и про эту голову, запомните - она умирает в страшных муках. И я уверена, что вы никогда не поддадитесь на ее провокации. Но помните: этот змей очень страшен и он никогда не дремлет, чувствует слабые стороны человека, тем более если его жертва – ребенок. Я вам желаю никогда не расслабляться и всегда помнить об опасностях, которые вас подстерегают.
Чтобы не поддаться на чьи-то уговоры и знать, что сказать, мы с вами обсудим несколько ситуаций, как сказать «Нет!»
Ситуация 1. Представь себе, что тебе впервые в жизни предложили закурить. Предложите варианты отказа.

Ситуация 2. Оля пришла на день рождения к Гале и когда взрослые вышли из комнаты, Галя предложила девушке выпить полбокала шампанского оставленного взрослыми. Предложите варианты отказа.

Ситуация 3. Дети убирали на пришкольном участке и нашли использованный шприц. Катя предложила Ирине взять его в руки и выбросить в мусорник. Предложите варианты отказа.

Вот несколько вариантов вежливого, но твердого отказа:
  • Спасибо. У меня нет необходимости воспользоваться вашим предложением.
  • Нет, спасибо. Я в этом не нуждаюсь.
  • Я – за витамины.
  • Не употребляю, не хочу и вам не советую
  • Нет, спасибо. Я спешу в школу (на тренировку).
Никогда не соглашайтесь с тем, кто называет вас малышом за отказ попробовать алкоголь. Вы уже достаточно взрослые и серьезные, потому что знаете, что это такое.
 Никогда не соглашайтесь с тем, кто называет вас трусами и слабаками за отказ познакомиться с алкоголем. У вас сильная воля, так как вы не поддались уговорам.
 Никогда не соглашайтесь с тем кто назовет вас несовременным, не модным. Современный человек сильный, красивый, умный. Удачливый, он нравиться окружающим и людям приятно с ним общаться.
  
 Подведение итогов урока.
А сейчас каждый из вас должен вспомнить все, о чем мы говорили, и сделать вывод, начиная его словами:
-Сегодня я понял, что…
-Я хочу, чтобы все наркотики, алкоголь и сигареты …
-Чтобы всегда быть здоровым, мне никогда …

Наш сегодняшний урок я тоже хочу закончить стихотворением
 Здоровыми быть превосходно,
 Не нужно с лекарствами жить,
 С друзьями общаться свободно,
 Про беды свои позабыть.
 Здоровая жизнь интересней,
 Пусть кто – то меня не поймет.
 Пусть будет у нас все чудесно,
 Пусть в людях здоровье живет.
 Представила я перед вами
 Образы жизни людской.
 Свой выбор вы делайте сами,

 Здоровая жизнь – выбор мой!

Комментариев нет:

Отправить комментарий