среда, 2 ноября 2016 г.

Классный час «Наш друг - велосипед»

«Наш друг - велосипед»

Цель: разъяс­нить учащимся обязанности водителя велосипеда, опасность движения велосипедистов по проезжей части, развить внимание, мышление, воспитывать ответственность, стремление к постоянному соблюдению ПДД.

Ход мероприятия: 

I Историческая справка

«Какие бывают велосипеды?»

Один мой знакомый умеет кататься на костотрясе, на пауке, на велосипеде.

Вы, ребята, удивитесь, что сразу на трех машинах? Да нет, ребята, речь идет об одной и той же машине — об обыкновенном велосипеде. Просто он в разные времена был устроен по-разному, отчего всякий раз по-иному назывался.

У костотряса 2 деревянных колеса были одинаковой величины. Ох, и трясло же! Настоящий костотряс!

У этого велосипеда спереди стояло громадное металлическое колесо с множеством тонких блестящих спиц, которое очень напоминало паутину.

Из-за колеса-паутины прозвали пауком саму эту машину. Быстро бежал по дороге велосипед-паук. Один разок нажмешь на педаль — проедешь целых 5 метров.

Все было бы хорошо, да вот беда: попадет под колесо камень — этот неуклюжий велосипед с ходу опрокидывался, а велосипедист выскаки­вал из седла. Не машина, а норовистый конь, который так и старается сбросить с себя наездника!

Младший брат паука-велосипеда был не таким капризным. Он стоял крепко на своих двух одинаковых низеньких колесах. Он не брыкался и не опрокидывался.

У новой машины, совсем как на теперешних велосипедах, были длин­ная рама и цепь. Седок крутил педалями, от этого кружилось неболь­шое колесико с зубчиками. Зубчики цеплялись за дырочки цепи, за­ставляли двигаться и ее. А уж цепь вращала заднее колесо велосипеда, и он ехал.

Седока на этой машине трясло так, что у бедняги лязгали зубы. И все из-за ободов колес, которые были прежесткими. Как начнут счи­тать на дороге булыжники — костей не соберешь.

Долго мучились велосипедисты. До тех пор, пока у машины не поя­вилось...

А что появилось, вы узнаете, если сумеете отгадать загадку: «Катится по дороге подушка. Наволочка резиновая, вместо пуха и пера — воздух. Как называется диковинная подушка?» |

Правильно, это надутая воздухом шина. Теперь на велосипедах не трясет. Лишь слегка покачивает. А все потому, что на их колеса на­деты резиновые, надутые воздухом шины.

Сегодня повсюду увидишь удобные, послушные велосипеды. Есть велосипеды с колясками — клади любой товар. Есть велосипеды-рас­кладушки. Их можно собрать и разобрать за 2 минуты.

Велосипед – это значит быстроног. Что ж, он и правда делает наши ноги быстрыми. Спортсмены-велогонщики перегоняют на своих «быстроногих» даже автомобили.

1. Повторить сигналы велосипедиста и его действия по маневрированию:
  • перед началом движения;
  • поворот налево;
  • поворот направо;
  • остановка;
  • въезд во двор в зависимости от типа (открытого, арочного, двор индивидуального дома).
2. Повторить знаки для велосипедиста и их значение:

— предупреждающие: «Светофорное регулирование», «Пешеходный переход»;
  • знаки приоритета: «Уступи дорогу»;
  • запрещающие: «Въезд запрещен», «Движение без остановки за­прещено», «Движение на велосипедах запрещено»;
  • предписывающие: «Велосипедная дорожка, «Ограничение мини­мальной скорости»;
  • особых предписаний: «Автомагистраль», «Жилая зона»,
«Конец жилой зоны».

3. Дорожные условия и велосипедисты: грязь и лужи скрывают выбоины в асфальте и открытые колодцы; скользкая дорога поздней осенью
и ранней весной; туман и дождь.

4. Как устранить основные технические неполадки у велосипеда,
влияющие на безопасность катания (закрепить руль, установить и закрепить высоту сидения; натянуть цепь и закрепить заднее колесо; за­
крепить переднее колесо; проверить состояние тормоза и установить
его)? Что делать, если сам не можешь в пути устранить неисправность
(поломка в дороге)?

II Практические задания

Задание 1. Прослушав рассказ, запишите в тетрадь те правила, которые нарушили мальчики.

«Однажды произошел такой случай. Двое мальчиков Игорь и Андрюша, поехали на велосипеде за город. Стояла жаркая погода, был праздничный день. Рабочие и служащие заводов, фабрик, учреждений на грузовиках, автобусах ехали за город отдыхать.
  • Куда это они едут? — спросил Игорь.
  • А разве ты не знаешь? Сегодня выходной. Все едут в лес, там народное гуляние!
  • Вот бы попасть туда! — помечтал Андрюша.
  • Попасть? В два счета! Хочешь?
  • Далеко,— заколебался Андрюша.
  • Далеко, далеко! — передразнил Игорь.— С тобой разве кашу сваришь?
  • Едем! — почти приказал он,— знаешь как? К машине прицепимся и доберемся. Согласен?
  • Согласен,— уступил Андрюша.
  • Тогда слушай мою команду! — крикнул Игорь.
Ребята стояли на обочине дороги и смотрели на приближающие автомобили. Наконец, Игорь заметил грузовик, который вез какие-то ящики.

— Цепляться будем к этому,— сказал Игорь.— Приготовиться!
Ребята вскочили на велосипеды и поехали вдоль обочины. Машина| поравнялась с ними, мальчишки с силой заработали педалями, велосипеды подошли к грузовику. Игорь ухватился за его задний борт, ближе к левой стороне, а Андрюша справа. Шофер даже не подозревал, что к его грузовику прицепились два мальчика. Он торопился в лес, спешил доставить на гулянье лимонад. Велосипедисты, слегка подпрыгивая на неровностях дороги, катили сзади автомобиля. Вдруг шофер заметил, что дорогу пересекает небольшая канава. Он с силой нажал на тормоза и резко замедлил ход. Велосипедисты с разгона ударились об автомашину, высоко подскочили и повалились на дорогу. Водитель услышал удар по кузову и остановил машину. Он подбежал к ребятам, помог им подняться и посадил на обочину дороги, подождал, пока не подъехала попутная легковая машина, и отправил мальчиков в больницу. Ребята отделались лишь ушибами, но могло случиться и хуже.»

III Правила, который должен соблюдать водитель велосипеда

Управлять велосипедом при движении по дорогам разрешается лицам не моложе 14 лет.

Велосипедисты обязаны двигаться по крайней правой полосе в один ряд или по обочине, если это не создаст помех пешеходам.

Колонны велосипедистов разбиваются на группы по 10 велосипедистов, расстояние для удобства обгона между группами 80-100м для удобства обгона.

Запрещается:
  • Ездить не держась за руль хотя бы одной рукой
  • Перевозить пассажиров, кроме ребёнка в возрасте до 7 лет на дополнительном сидении, оборудованном подножками.
  • Перевозить груз, который выступает более чем на 0,5 м по длине и ширине за габариты, или мешающий управлению.
  • Двигаться по дороге при наличии рядом велосипедной дорожки.
  • Поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайным движением и на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направлении.
Для того, чтобы велосипедисту повернуть налево или развернуться на дорогах с трамвайным движением или же на дорогах с двумя или более полосами для движения в данном направлении, ему необходимо сойти с велосипеда и превратиться в пешехода.

Лицо, перемещающее пешком или ведущее рядом с собой велосипед, приравнивается к пешеходам.

Запрещается буксировка велосипедов и велосипедами.

На нерегулируемом пересечении велосипедной дорожки с дорогой, расположенном вне перекрёстка, водители велосипедов должны уступать дорогу транспортным средствам, движущимся по этой дороге.

Снаряжение велосипеда.

Прежде чем отправиться в путь, велосипедист должен проверить снаряжение велосипеда.

Машина должна иметь:

1. Звонок для подачи звукового сигнала.

2. Переднюю фару с белым светом для освещения в темное время суток дороги перед велосипедом. Освещение позволяет заблаговременно замечать транспортные средства, идущие по пу­ти следования, встречный транспорт и препятствия на дороге. Передняя фара также сигнализирует встречному транспорту о дви­жении велосипедиста.

Фара должна устанавливаться таким образом, чтобы свет от нее падал на проезжую часть на расстоянии 20 м от велосипеда. Она должна включаться в темное время суток, в условиях недо­статочной видимости (туман, дождь, снегопад и т.п.) и в тун­нелях.

3. Задний фонарь и возвращатель красного света, дающие воз­можность водителям транспортных средств, идущих сзади, свое­
временно видеть велосипедиста и объезжать его. Задний фонарь включается в то же время, что и передняя фара.

4. Зеркало заднего вида для наблюдения за дорогой позади себя и слева. Оно крепится на левой стороне руля шарнирно.
5. Путевой инструмент для устранения неисправностей вело­сипеда в пути.
6. Велосипедный насос для накачки воздуха в камеры шин. Насос крепится к раме на нижней, верхней или подседельной трубе.


Проверка технического состояния велосипеда.

Прежде чем выехать на улицу, велосипедист должен проверить исправность машины. При этом надо обратить особое внимание на безотказное действие руля и тормозов. Если руль работает туго, то трудно удерживать равновесие и объезжать препятствия. Без надёжно работающих тормозов выезжать нельзя. Надо проверить и давление воздуха в шинах. О нем можно судить по внешнему виду. При пониженном давлении шина быстро нагревается и может выйти из строя, при повышен­ном давлении увеличивается тормозной путь велосипеда и также может выйти из строя шина.

Проверяются также правильность центровки колес (отсутствие «восьмерки»), натяжения цепи, плотность резьбовых соединений, действие звонка, исправность осветительных приборов и электро­проводки, наличие зеркала заднего вида и номерного знака (если он положен в данной местности). Все это способствует повышению безопасности движения.

Техническое обслуживание велосипеда. Для того чтобы вело­сипед безотказно работал и увеличивался срок его службы, что­бы он доставлял вам радость, за ним необходим тщательный уход. Хороший уход — это также и проявление уважения к труду рабочих, участвовавших в создании и изготовлении велосипеда. От безупречного состояния велосипеда, всего его дополнитель­ного оборудования зависит и безопасность движения.

Ежедневное обслуживание (уход). После поездки велосипед тщательно очищается от пыли, грязи и влаги. Далее проверяется плавность хода переднего и заднего колес и узлы подвижных соединений.
IV Итог занятия

Комментариев нет:

Отправить комментарий