воскресенье, 13 ноября 2016 г.

Урок природоведения в 4 классе « Какая природа в степи?»

Тема: « Какая природа в степи?»
Цель: - продолжать формировать у учеников понятие о природных зонах Украины, ознакомить со степной природной зоной, дать представление о природе степей, о животном и растительном мире этой зоны;
- развивать наблюдательность, память, воображение, связную речь, умение работать с картой;
- воспитывать любовь и бережное отношение к природе, учить понимать и чувствовать ее красоту.
Оборудование: карта природных зон Украины, кроссворд «Степь», иллюстрации с изображением флоры и фауны зоны степей, проверочный тест «Зона степей»
Ход урока
I Организационный момент
II Актуализация опорных знаний
1.     Фронтальный опрос
Ø На каком материке находится Украина? (Евразия)
Ø Со сколькими странами граничит Украина? (С семью)
Ø Назовите эти страны и покажите на карте.(Польша, Венгрия, Румыния, Словакия, Молдова, Белоруссия, Россия)
Ø Назовите самые большие реки Украины (Днепр, Днестр, Южный Буг, Северский Донец, Дунай)
Ø Что вы знаете о самой большой реке Украины? ( Днепр – третья после Волги и Дуная речка Европы. Её длина 2285 км. Начало она берет в России и несет свои воды к Черному морю через Россию, Белоруссию, Украину. (Учитель: Наши предки называли эту речку Данаприс, что означало «вечная вода». Второе ее название Славутич, от слова «слава»)
Ø Назовите города-миллионеры Украины ( Киев, Харьков, Днепропетровск, Донецк, Одесса, Запорожье.)
Ø Какими морями омывается Украина? (Черное и Азовское.)
Ø Что вы можете рассказать об этих морях? (Черное море одно из самых интересных водоемов земного шара. В отличие от большинства морей, его водная толщина состоит из двух слоев: тонкого поверхностного слоя (до 150 м), населенного растениями и животными, и мощного глубинного слоя, лишенного жизни. Соленость воды с глубиной увеличивается, а начиная со 150 м появляется сероводород, содержание кислорода резко уменьшается, и жизнь становится невозможной. Средняя глубина моря 1256 м, а самая большая – 2245м. А вот Азовское море – это мелководный водоем с плоским дном. Средняя глубина его составляет 8-10 м. а максимальная – 14 м. Азовское море уникально. Это своеобразный рыбный рассадник, один из самых богатых и продуктивных водоемов мира.)
Ø На какие группы делятся водоемы? (Естественные: океаны, моря, речки, болота, озера, родники  и искусственные: водохранилища, пруды, каналы)
Ø Назовите самые большие озера Украины ( Ялпуг – второе по величине озеро Европы и самое большое пресноводное озеро Украины. Свитязь – находится на Волыни. В Карпатах много озер, а самое известное – Синевир. Озеро Сиваш – соленое озеро, его еще называют Гнилым морем, вода быстро испаряется, из-за этого  Сиваш сильно минерализованный. В нем добывают кухонную соль)
Ø Что такое природная зона? ( Природная зона – это местность с определенным климатом, почвами, растительным и животным миром)
Ø Какие природные зоны есть в Украине? (Смешанные леса, лесостепь, степь, горы – Карпаты, Крымские горы)
Ø Что знаете о зоне смешанных лесов? (Зона смешанных лесов расположена в Украине на севере, занимает примерно 20% территории . Тянется с севера на юг на 150-200 км. В нее входят 5 областей полностью и 4 области частично. Полностью –Волынская, Ровненская, Житомирская, Киевская, Черниговская. Частично – Львовская, Тернопольская, Хмельницкая, Сумская.)
Ø Назовите синоним этой зоны. (Полесье)
Ø Какой климат в этой зоне? ( Зима в Полесье мягкая, пасмурная; весна – затяжная, снег долго тает; лето – теплое, дождливое. Эта зона наиболее увлажненная равнинная территория Украины)
Ø Сколько ярусов можно выделить в смешанных лесах? ( 5 ярусов. Первый – высокорослые деревья, второй – низкорослые деревья, третий – кустарники, четвертый – травянистые растения, пятый – мхи,  лишайники, грибы)
Ø Что можете рассказать о фауне смешанных лесов? (Лось, олень благородный, белка, лесная куница, барсук, лисица, бобер, глухари, соловьи, гадюка, ящерица, болотная черепаха. Очень много насекомых)
Ø Какой заповедник есть в этой зоне? (Полеский государственный заповедник. Находится в Житомирской области, на границе с Белоруссией.)
Ø Следующая зона – лесостепь. Почему такое название? (Это переходная зона из зоны смешанных лесов в зону степей, на этой территории чередуются участки леса и степи)
Ø Какова ее площадь? (более 200 тыс. кв.км.)
Ø Какие области входят в эту зону? ( Львовская, Тернопольская, Хмельницкая, Винницкая, Харьковская, Полтавская, Черкасская)
Ø Какая погода в зоне? (Лесостепь отличается теплым летом и прохладной зимой. Осадков выпадает меньше, чем в зоне смешанных лесов, но больше , чем в степях)
Ø Какой растительный и животный мир? (В этой зоне чередуются большие степные территории  с  участками широколистных лесов: буковых, грабовых, дубовых, сосновых. И животные тоже и лесные, и степные: дикий кабан, лисица, волк, заяц-русак, белка, хомяк, хорек, уж. Много птиц – дятлы, совы, жаворонки, куропатки, перепелки, дрозды)
Ø Заповедники лесостепной зоны  ( Каневский, Медоборы, Расточье)
Ø Какой хозяйственной деятельностью занимаются в зоне лесостепи? ( Сельское хозяйство: выращивают сахарную свеклу, картофель, пшеницу, кукурузу, бобовые культуры. Здесь самое большое количество фруктовых садов Украины. Есть виноградники. Разводят большой рогатый скот, овец, свиней, коней, домашнюю птицу. Хорошо развита промышленность, есть нефтеперерабатывающие и химические заводы, добывают каменный уголь, бурый уголь, нефть, горючие газы)
Физкультминутка.
ІІІ Мотивация учебной деятельности
Разгадывание кросворда «Степь»
1.     Край лесов, рек, озер и болот.  (Полесье)
2.     Образуемые растениями биологически активные вещества, убивающие или подавляющие рост и развитие бактерий, микроскопических грибов. Подавляют возбудителей туберкулеза, дизентерии, тифа. (Фитонциды)
3.     Эта зона лежит между зоной смешанных лесов и степной зоной и является переходной между ними. (Лесостепь)
4.     Участок территории (акватории), на котором сохраняется в естественном состоянии редкие и ценные растения, животные, уникальные участки природы, а охота запрещена. Кроме того, на этой территории  запрещена любая хозяйственная деятельность человека... (Заповедник)
5.     Птица зоны смешанных лесов, которая зарывается в снег, а в лютые морозы сидит в снеговых норах. По размерам напоминает домашнюю курицу. (Глухарь)


П
О
Л
Е
С
Ь
Е


Ф
И
Т
О
Н
Ц
И
Д
Ы

Л
Е
С
О
С
Т
Е
П
Ь


З
А
П
О
В
Е
Д
Н
И
К
Г
Л
У
Х
А
Р
Ь

IV Сообщение темы и цели урока
- Сегодня мы познакомимся еще с одной природной зоной Украины – зоной степей
V Восприятие и осознание нового материала
1.Рассказ учителя
Степная зона охватывает южные территории Украины. Мы с вами живем именно в этой зоне. Здесь преобладают равнинные формы поверхности. Почвы в степях плодородные. Преимущественно это черноземы, на юге – более бедные почвы каштановые, а на побережье морей – бесплодные солончаки.
Степи – это безлесые равнины, покрытые плотной травянистой растительностью.
Из всех природных зон Украины степная зона получает больше всего тепла и солнечного света, но меньше всего влаги. Лето здесь жаркое и засушливое. Ливневые дожди, идущие обычно в начале лета, временами вызывают размытие почв. Зима малоснежная, с частыми оттепелями.
Рек и водоемов здесь мало, к тому же воды в них немного, особенно летом.
Итак поговорим о степи.
- Что вы представляете, услышав слово «лес»?
- А что, услышав слово «степь»? ( бескрайние просторы, покрытые разными травами и ковылем)
Ковыльные степи под ветром напоминают море. Своей красотой ковыль обязан особому строению цветка (демонстрация картинки). Он опушен длинными нежными белыми волосками. В народе их называют «серебряными косами» и издавна используют как украшение для букета.
Знатоки утверждают, что среди всех злаковых растений ковыль наиболее красив.  К сожалению, распашка земель истребила бескрайние ковыльные степи, от них остались небольшие участки. Поэтому все существующие виды ковыля занесены в Красную книгу Украины.
Обычными степными растениями являются : перекати-поле, синеголовник, шалфей, полынь, тысячелистник, клевер, иван-чай, девясил. У многих из них развиты мощные корневые системы, «добывающие» воду с большой глубины. Другие растения накапливают драгоценную влагу в сочных подземных побегах – луковицах и корневищах. Это тюльпаны, крокусы. Ирисы, пионы, адонис, а летом надземные части этих растений отмирают. Все степные растения выработали разные способы для экономного использования влаги, которой так мало в этой зоне.
Животный мир степей состоит в основном из растительноядных видов: суслики, сурки, хомяки, полёвки, мыши. От жары они прячутся в норах. На них и на зайцев охотятся хищники: волки, лисы, барсуки.
Встречаются в степях хорёк степной, тушканчик и ёж ушастый. Живут также кабаны и косули. Из птиц здесь распространены жаворонки, перепёлки, куропатки, журавль, орел степной, дрофа – самая большая в Украине птица. Из пресмыкающихся – гадюка степная, полоз, ящерицы.
На сегодня дикие степи почти полностью распаханы, лишь отдельные нетронутые участки сохраняются в заповедниках. Среди них – знаменитый Аскания – Нова.
Физкультминутка.
VI Закрепление и осмысление знаний
1.     Показать на карте степную зону
2.     Беседа
-         Какая форма земной поверхности преобладает в степной зоне?
-         Какой климат в этой зоне?
-         Какие почвы?
-         Назовите растение – типичного представителя стезей ( Ковыль)
-         Почему все виды ковыля занесены в Красную книгу Украины?
-         Какие другие степне растения вы знаете? Что нового вы про них узнали7
-         Какие животные тут обитают? Назовите травоядных. Хищных.
-         Какие птицы? Пресмыкающиеся?
-         Какой заповідник есть в зоне стезей? (Аскания-Нова)
3.     Какая природная зона описывается? Почему вы сделали такой взвод?
Ничего в природе не могло быть лучше: вся поверхность земли представлялась зелено-золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов. Сквозь тонкие, высокие стебли травы сквозили голубые, синие и лиловые волошки; желтый дрок выскакивал вверх своею пирамидальною верхушкою; белая кашка зонтикообразными шапками пестрела на поверхности; занесенный Бог знает откуда колос пшеницы наливался в гуще. Под тонкими их корнями шныряли куропатки, вытянув свои шеи. Воздух был наполнен тысячью разных птичьих свистов.


4.     Тест с последующей взаимопроверкой.
1.     Выберите ответ, в котором говорится о зоне степей:
а) Эта зона славится своими живописными лесами, реками ,озерами, болотами.
б) Безлесые равнины, покрытые плотной травянистой растительностью.
в) Растительный и животный мир этой зоны формируют и лесные, и степные виды.
2.     О погодных условиях какой зоны говорится: эта зона получает больше всего тепла и солнечного света, но меньше всего влаги.
а) Лесостепь
б) Смешанные леса
в) Степь
3.     Какие растения являются типичными для зоны степей?
а) дуб, граб, ольха, сосна;
б) папоротник, ландыш, черника, брусника;
в) ковыль, полынь, клевер, перекати-поле.
4.     В зоне степей обитают такие животные:
а) полёвки, мыши, лисы, тушканчики, суслики, сурки:
б) зубры, олени, лоси, заяц-русак, бобр, выдра;
в) косуля, белка, куница, волк.
5.     Какой заповедник создан в зоне степей?
а) Полесский;
б) Каневский;
в) Аскания-Нова.
6.     Какие формы земной поверхности есть в степной зоне?
а) равнины;
б) холмы, овраги, балки.
VII Итог урока
1.     Выставление оценок

2.     Домашнее задание: с160 – 162, подготовить рассказ о любом животном или растении зоны степей.

Комментариев нет:

Отправить комментарий